До третьего колена. "223-й" закон покажет, куда уходят 15 трлн рублей в год

Все «дочки», «внучки» и даже «правнучки» государства вот-вот начнут закупать товары и услуги на рынке в соответствии с прозрачной и открытой процедурой.
1 января вступил в силу 223-ФЗ. Закон призван внести полную ясность в то, как распределяются в экономике примерно 15 триллионов рублей в год. Именно таков, по оценкам аналитического центра Единой электронной торговой площадки, совокупный объем закупок государственных корпораций, госкомпаний, субъектов естественных монополий, ГУПов, МУпов, подконтрольных им компаний и даже подконтрольных компаний их подконтрольных компаний — то есть до третьего колена «родства» с государством. При условии «родства» не менее 50% в капитале.

Цифра более чем внушительная. Достаточно сказать, что действующий уже шесть лет 94-ФЗ, который распространяется на закупки для государственных и муниципальных нужд, а также нужд бюджетных учреждений и по поводу которого было сломано столько копий, «отвечает» лишь за закупки примерно
на 5 триллионов рублей в год.

До вступления в силу 223-ФЗ коррупционную составляющую в закупках аффилированных с государством субъектов хозяйственной деятельности было невозможно выявить вообще. Даже публикация информации о прошедших сделках была для них делом добровольным и необязательным. У большей части заказчиков пустуют разделы сайтов, где должна вывешиваться информация о закупочной деятельности. Что и как закупается — также оставалось тайной, покрытой мраком. Если 94-ФЗ помог высветить и предать огласке различные экстравагантные потребности чиновников и распорядителей бюджетных средств — вроде золоченых кроватей для дома приемов МВД и навороченных «люксовых» иномарок для различных министерств и ведомств, то в корпоративном секторе, связанном с государством, царили тишь да гладь.

Новый закон эту ситуацию должен изменить кардинально. Теперь и в этом секторе вводятся принципы информационной открытости и соблюдения равных прав для участников размещения заказа. Заказчики обязаны разработать собственное положение о закупке и закупочные регламенты и опубликовать их на своем официальном сайте к 1 июля 2012 года. Более того, если они не успеют сделать это в трехмесячный срок с момента вступления 223-ФЗ в силу, им придется жить и закупаться по 94-ФЗ. Помимо закупочного положения, заказчик должен обязательно разработать и опубликовать план закупок на срок не менее чем один год. Вся эта информация и извещения о закупках должны будут публиковаться не только на корпоративном сайте, но и на едином официальном сайте РФ о госзакупках www.zakupki.gov.ru. Крупные заказчики с годовым оборотом
в 5 млрд руб­лей могут не публиковать информацию о закупках объемом менее
500 тыс. рублей, для остальных же эта планка составляет 100 тысяч.

Другое новшество закона состоит в том, что впервые введены общие требования и измеримые критерии выбора поставщиков. То есть критерий, использовавшийся ранее, — вроде требования «хорошо выполнить работу» — не вписывается в рамки нового закона. Вместо него необходимо будет применять измеряемый критерий
— например, «опыт работы не менее 5 лет по аналогичным проектам».

Правительство уже начало активно продавливать вопрос с закупками госкомпаний, и уже полетели первые головы. В декабре прошлого года пять руководителей компаний энергетической отрасли лишились своих постов после сокрушительной критики премьер-министра Владимира Путина по поводу коррупционных схем закупочной деятельности на их предприятиях.

Закон о закупках, по замыслу законодателей, должен стимулировать участие большего количества юридических и физических лиц в конкурсах и аукционах и способствовать эффективному использованию денежных средств. Для поставщиков введение 223-ФЗ означает гигантский потенциал для расширения рынка сбыта. Первые итоги можно будет подвести уже через полгода.