Чиновникам ПФО разъяснили главные принципы госзакупок

По словам разработчиков 44-ФЗ, это прозрачность, открытость, эффективность
и перевод всех процедур в электронную форму

1

фото: Владимир Котмишев

Система государственных закупок должна быть прозрачной, открытой и эффективной

К единому пониманию закона

Около 300 государственных и муниципальных заказчиков Самарской области и еще 200 представителей других регионов Приволжского федерального округа собрались в Самаре на межрегиональную конференцию «Контрактная система в сфере закупок. Новации и перспективы развития системы закупок».

Это мероприятие, организованное Минэкономразвития России совместно с правительством Самарской области и ОАО «Единая электронная торговая площадка», с нетерпением ждали многие руководители и специалисты органов госвласти и учреждений ПФО. Ведь здесь они смогли детально обсудить с разработчиками закона первые итоги его практического применения, а также повысить уровень знаний в части пользования новым 44-ФЗ.

Напомним, Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) вступил в силу 1 января 2014 года и вызвал множество вопросов со стороны правоприменителей - государственных и муниципальных заказчиков.

По словам директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Максима Чемерисова, конференция с заказчиками посвящена в первую очередь изменениям в законодательстве о контрактной системе, которые недавно были приняты и 4 июня вступили в силу.

«Это ряд концептуально важных изменений, которые, я надеюсь, улучшат процедуру закупок для государственных и муниципальных нужд, повысят эффективность, исключат излишние административные и финансовые издержки заказчиков, - отметил Чемерисов. - Нам очень важно добиться, чтобы на всей территории РФ было обеспечено единое понимание закона и единая правоприменительная практика. Законодательство живое, оно будет продолжать развиваться, и в этом году готовится еще один блок поправок - он очень важен, будет связан с переходом на электронные торги».

Серию подобных мероприятий министерство проводит в крупнейших субъектах РФ, и Самарская область не стала исключением. По словам Чемерисова, между Минэкономразвития РФ и Главным управлением организации торгов Самарской области (ГУОТ) налажены хорошие связи, и федеральное ведомство рассчитывает на укрепление сотрудничества. Главная задача конференции - научить заказчиков применять закон, который сейчас действует, отметил руководитель ГУОТ Самарской области Михаил Головушкин.

«Проблемы у самарских заказчиков те же, что и у других территорий РФ, - считает Головушкин. - Одни изучили закон в большей степени и руководствуются его нормами, другие заказчики в силу отсутствия квалификации и отсутствия подобных конференций на сегодняшний день как раз нуждаются в таком мероприятии. Я думаю, по итогам конференции заказчики смогут единообразно и правильно применять закон о контрактной системе». Отметим, что в этом году большую часть торгов государственные заказчики Самарской области проводят через ОАО «Единая электронная торговая площадка».

По мнению заместителя генерального директора компании Сергея Зайцева, важность данной конференции для всех участников процесса трудно переоценить. «От нового закона ждут комплексной проработки всего цикла размещения государственного заказа - от момента планирования до исполнения контракта, - отметил Зайцев. - Перспектива развития 44-ФЗ - во внедрении принципов контрактной системы. Это прозрачность, открытость, эффективность. И в частности, перевод всех процедур в электронную форму. Ориентировочно, по законопроекту, который прошел общественное обсуждение, это будет с 1 января 2015 года. У государственных и муниципальных заказчиков имеется масса вопросов относительно проведения процедур, и конференция позволяет задать их разработчикам закона - министерству экономического развития РФ, которое является автором законопроекта 44-ФЗ».

Руководитель департамента экономического развития мэрии Тольятти Дмитрий Богданов считает подобные мероприятия безусловно полезными и нужными.

«Интересно узнавать из первоисточника определенные нюансы закона, а для его разработчиков это возможность напрямую на местах пообщаться, услышать аргументы, которые иногда в письмах очень сложно отразить, - отметил Богданов. - Все основные вопросы находятся в сфере внимания структур, которые занимаются корректировкой закона. Мы увидели настрой, поняли подход, убедились в том, что в ближайшее время из 44-го закона мы сможем получить хорошо работающий закон. По итогам подобных мероприятий мы пишем всем нашим учреждениям, а у нас в Тольятти их более 250, информационные письма, разъясняем, разжевываем, проводим семинары - доводим позицию до заказчиков, и они всегда в курсе всех нововведений». Михаил Головушкин, руководитель Главного управления организации торгов Самарской области:

- Интерес к контрактной системе не угасает с момента принятия закона. Возникает масса теоретических и практических вопросов по его применению. Мы видим изменения в закон, которые уже подготовлены и применяются, и знаем, что впереди изменения, которые носят фундаментальный характер. Мы считаем, что нужно изучать текущую ситуацию и готовиться к тем реформам и улучшениям, которые предстоят в области контрактной системы. Поправки устраняют проблемы, которые были в первоначальном нормативном акте, они призваны улучшить и облегчить деятельность заказчиков и участников закупки по всей процедуре.

Максим Чемерисов, директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России:
- Наша цель - повысить эффективность процедуры закупок для государственных и муниципальных нужд. Мы с особым вниманием относимся к формированию контрактной системы - это один из крупнейших проектов, который реализуется сейчас в государственном масштабе. По своему значению и влиянию на жизнь общества и государства контрактная система сопоставима с налоговой, банковской, финансовой, правоохранительной системами. Это важный инструмент экономической политики, обеспечивающий практическое выполнение обязательств государства перед населением и мощный механизм развития бизнеса.