Белый дом планирует укрупнение рынка ЭЦП.
Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
Власти обеспокоены нежеланием граждан обзаводиться квалифицированной электронной подписью и намерены развернуть агитационную кампанию по разъяснению преимуществ ее использования при взаимодействии с государством и бизнесом. Одновременно чиновники обещают защитить население от мошенничества в этой сфере, резко сократив число аккредитованных центров, уполномоченных выдавать такие подписи. Зачистку рынка решено провести не через введение госмонополии, как предлагала Минкомсвязь, а за счет повышения требований к капиталу и страховой ответственности центров. В результате на рынке должно остаться 10–15 крупнейших коммерческих игроков вместо нынешних нескольких сотен.
Как стало известно “Ъ”, на состоявшемся 16 августа совещании у «цифрового» вице-премьера Максима Акимова решено отказаться от идеи Минкомсвязи об установлении госмонополии на выдачу усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Действующие коммерческие аккредитованные удостоверяющие центры (АУЦ) останутся, однако их число будет ограничено 10–15 крупнейшими игроками из нынешних нескольких сотен.
На совещании рассматривался законопроект об электронной цифровой подписи (ЭЦП), подготовленный рабочей группой по нормативному регулированию АНО «Цифровая экономика» (сегодня он должен быть внесен в правительство). Создаваемый сейчас нацпроект «Цифровая экономика» для формирования «единой цифровой среды доверия» предполагает унификацию законодательных требований к идентификации и аутентификации и снятие правовых барьеров для применения ЭЦП. В частности, УКЭП должна быть применима в любых видах гражданско-правовых отношений и использоваться всеми участниками электронного взаимодействия. В Белом доме обеспокоены, что граждане практически не пользуются цифровой подписью, поскольку не понимают, для чего это нужно. В то же время слишком большое, по мнению чиновников, количество аккредитованных удостоверяющих центров (сейчас в реестре Минкомсвязи их 484, действующих — 352) и разнообразие видов ЭЦП усиливают риски мошенничества.
В Минкомсвязи ранее предлагали решать проблему фактическим установлением госмонополии на выдачу УКЭП — соответствующий законопроект министерство подготовило еще в 2017 году, однако он получил отрицательное заключение Минэкономики (ведомство указало на значительный объем бюджетных расходов и угрозу полной ликвидации рынка).
Бизнес же настаивает на необходимости сохранить коммерческие АУЦ и регулировать их количество рыночными механизмами. «По мнению бизнеса, госмонополия затормозит развитие. Тех же результатов можно добиться за счет ужесточения требований к центрам, деловой репутации, размеру собственного капитала и финансовой ответственности, сохраняя при этом конкурентную среду»,— пояснил “Ъ” директор направления по нормативному регулированию АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов. Сейчас в России действует около 400 удостоверяющих центров, причем около половины из них — муниципальные. «Существование последних будет зависеть от того, смогут ли они соответствовать повышенным требованиям»,— говорит он. Так, законопроект АНО предусматривает повышение требований к собственному капиталу центров с нынешних 7 млн до 50 млн руб. и требований к финансовому обеспечению ответственности перед владельцем подписи и третьими лицами вплоть до 500 млн руб. (сейчас 100 млн руб.), введение требований к деловой репутации учредителей и руководителей АУЦ по аналогии с требованиями для финансовых организаций.
Впрочем, эти пороги, по данным “Ъ”, могут существенно вырасти: по итогам совещания было решено доработать законопроект таким образом, чтобы оставить на рынке лишь 10–15 крупнейших коммерческих АУЦ. Помимо повышения порогов капитала и страховой ответственности, для этого может быть введен механизм лицензирования этого вида деятельности и предусмотрены административная ответственность за нарушения технического характера и уголовная — за умышленную неправомерную выдачу сертификатов УКЭП неуполномоченному лицу.
Господин Акимов по итогам совещания также поручил Минкомсвязи проработать предложения по возможности централизованного хранения сертификатов УКЭП и использования биометрической идентификации гражданина при выдаче сертификата цифровой подписи. Напомним, российские банки начали собирать данные населения в Единую биометрическую систему 2 июля этого года, однако этот процесс идет гораздо медленнее, чем предполагалось,— пока в системе лишь 1,2 тыс. человек (см. “Ъ” от 6 августа). Кроме того, Минэкономики и Минкомсвязи поручено разработать план публичной кампании, призванной продемонстрировать гражданам возможности использования ЭЦП для взаимодействия с органами власти и организациями.
В Минэкономики согласны, что существующая система выдачи ЭЦП и контроля за их использованием вызывает серьезные нарекания. «Как следствие, в России фактически не сформирована единая цифровая среда доверия, позволяющая гражданину однократно проходить идентификацию при получении электронной подписи, а также использовать ее для разных целей (получение государственных услуг, открытие счетов и т. д.). В результате крупные участники рынка вынуждены сами создавать эти системы»,— подчеркивают в ведомстве. Там отмечают, что сохранение частных АУЦ будет способствовать дальнейшему развитию технологий и обеспечит доступность и высокий уровень услуг, а ужесточение требований к ним позволит сформировать «прозрачную и находящуюся под реальным контролем со стороны государства систему выдачи электронных подписей». Требования к капиталу центров сейчас обсуждаются, уточнили в Минэкономики.
Авторы: Надежда Краснушкина, Евгения Крючкова
Пресс-центр
-
02 марта 2023 Всероссийский онлайн-хакатон в сфере ML и маркетинга7-9 апреля 2023 года в рамках проекта «Росэлторг.Университет» пройдёт Всероссийский онлайн-хакатон RLT.Hack, организованный крупнейшим федеральным...
-
17 марта 2023 Всероссийское совещание по новым функциональным возможностям ГИС ТОРГИ версии 2.1Всероссийское совещание «Новые функциональные возможности версии 2.1 ГИС ТОРГИ ПО ПРОДАЖЕ ГОСУДАРСТВ...
-
17 марта 2023 Совершенствование механизма закупочных процедур товаров и услуг у белорусских поставщиковВ связи с постоянно растущей потребностью российского рынка в качественной продукции и услугах и заи...
-
03 марта 2023 Казначейское сопровождение могут ввести для госконтрактов в рамках бюджетных кредитов субъектам РФЗаконопроект, предусматривающий введение казначейского сопровождения для госконтрактов, финансирован...
-
28 февраля 2023 Госдума РФ может весной рассмотреть поправки о распространении правила «второй лишний» на все госзакупки — депутатГосдума РФ рассчитывает уже в эту весеннюю сессию рассмотреть законопроект, предусматривающий распро...
-
22 февраля 2023 Операторы ЭТП смогут с марта взимать плату за «земельные» торги госимуществомОператоры электронных торговых площадок (ЭТП), отобранных правительством для проведения госзакупок, ...
-
22 февраля 2023 Регуляторы РФ одобрили законопроект о закупке софта в «электронных магазинах» ЭТП на сумму до 50 млн руб. — источникПрофильные регуляторы одобрили проект поправок к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ), принятие ко...
Новости отрасли
Все-
17 марта 2023 Всероссийское совещание по новым функциональным возможностям ГИС ТОРГИ...Всероссийское совещание «Новые функциональные возможности версии 2.1 ГИС ТОРГИ П...
-
03 марта 2023 Казначейское сопровождение могут ввести для госконтрактов в рамках бюд...Законопроект, предусматривающий введение казначейского сопровождения для госконт...
-
28 февраля 2023 Госдума РФ может весной рассмотреть поправки о распространении правила...Госдума РФ рассчитывает уже в эту весеннюю сессию рассмотреть законопроект, пред...
-
22 февраля 2023 Операторы ЭТП смогут с марта взимать плату за «земельные» торги госиму...Операторы электронных торговых площадок (ЭТП), отобранных правительством для про...